И так, «Фауст» И.Ф.Гете.
Сразу хочу предупредить, что мнение будет только моё личное, причём в довольно легкомысленной форме, поэтому попрошу ребят с фил. образованием и любителей классики не принимать ниже написанное близко к сердцу). Труд почти шестидесяти лет! Бесспорно, почёт и уважение! Однако, читать я бы его рекомендовала во время школьной программы, как раз за Шекспиром, ибо для 30 лет эти рифмованные строфы все-таки тяжеловаты для восприятия. Для человека, прочно засевшего в прозе, видеть эти столбцы и вчитываться в эти строчки было довольно мучительно. Я постоянно теряла нить повествования и прочла трагедию аж за восемь подходов). И то, спасибо Пастернаку за его перевод!
Итак, Фауст врач, учёный муж, снискавший уважительную славу среди горожан, томиться в печали в своей комнате, оттого, что, подобно Эйнштейну, который, «исследуя вселенную, поверил в существование Бога», понимает, что чем больше он изучает предмет, чем больше он узнает, тем больше знаний природы, сокрытых от него. И это все его ужасно тяготит.
И вот на его пороге появляется дьявол (он же Мефистофель) и предлагает в обмен на душу открыть для него тайны мироздания. Естественно, Фауст соглашается (я бы тоже согласилась😉).
И тут начинается приключение главного героя.
С помощью Мефистофеля Фауст влюбляет в себя бедную земную красавицу Гретхен, чем обрекает её на смерть, затем попадает на шабаш ведьм, спасает императорский двор от банкротства, спускается в подземное царство за Еленой Троянской, добивается её любви, счастливо проживает с ней деньки, не старея и взращивая их общего сына. Сын погибает, Елена, не перенесшая горя, тоже уходит в небытие. И тогда Фауст возвращается на Землю ко двору императора, где выиграв войну (опять-таки не без помощи Мефистофеля), получает землю и, обосновавшись, начинает строить замок.
Все это время Мефистофель находится при нем в образе славного морского пирата на службе.
По стечению обстоятельств Фауст становится виновником гибели стариков-фермеров и, проклиная Мефистофеля, испускает дух.
И.... тут спускаются ангелы и забирают его душу к себе!!!!!
Вопрос: где справедливость?!!! То есть, все это время Фауст кутил за счёт дьявола, снимал все сливки жизни, так сказать, замутил с самой красивой женщиной всех времён, жил в своё довольствие, не дуя в ус, а расплаты соответствующей не случилось! Что за идея всепрощения?!!!
Мне стало так жаль бедного Мефистофеля! Вот честное слово! Как он сетует в конце! Да я бы сама плевалась и топала ногами, если б со мной так поступили!
В заключении скажу, что Гёте с большой любовью отсылает нас к Древней Греции с её античными героями. (Тут память начинает говорить, что неплохо бы было заново перечитать легенды и мифы). Все путешествие напоминало психоделический сон, когда ты не осознаешь себя, а как-будто со стороны наблюдаешь сменяющиеся картины со своим участием: какофония из тел и душ на шабаше, говорящие слуги-мартышки, ведьмы на помеле, мертвые герои, и все это в какой-то круговерти, путешествие за грань.... и возвращение.
В общем, мне понравилось. Не до восторга, конечно, но в своё время это, безусловно, был фурор! Что мне действительно доставило удовольствие, так это осознание, что я осилила этот труд всей человеческой жизни.))))
«Мефистофель.
Конец? Нелепое словцо!
Чему конец? Что, собственно, случилось?
Раз нечто и ничто отожествилось,
То было ль вправду что-то налицо?
Зачем же созидать? Один ответ:
Чтоб созданное все сводить, на нет.
«Все кончено». А было ли начало?
Могло ли быть? Лишь видимость мелькала,
Зато в понятье вечной пустоты
Двусмысленности нет и темноты.»